Словарь АХИЕЗЕРА
ПРЕДИСЛОВИЕ автор С. Я. Матвеева. КАК ВОЗМОЖНО УТОПИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО: ОПЫТ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО СЛОВАРЯ-МОНОГРАФИИ Утопия — вечный спутник человечества: и народная, и литературная, и считающая себя наукой, — она лишь до поры до времени в России оставалась плодом человеческого воображения. От града Китежа, звук чудесных колоколов которого доносится в хорошую погоду со дна озера, снов Веры Павловны из знаменитого романа Н.
- 1709
- Словарь АХИЕЗЕРА
Культура – всеобщее определение способностей человека, взятого с точки зрения его всеобщности, важнейшая сторона воспроизводственной деятельности, личности, общества, человеческой истории, результат и форма творческой рефлексии.. . Культура противостоит бесконечному множеству её отдельных смыслов. Смысл – результат фокусации культуры в некую осмысляемую точку. Культура – результат и предпосылка бесконечных потоков осмысления.
- 351
- Словарь АХИЕЗЕРА
Ахиезер Александр Самойлович – доктор философских наук, ведущий научный сотрудник Института народнохозяйственного прогнозирования.. 1. Проблема цивилизационного выбора в современном мире Категория цивилизации не только выделяет страну или группу стран из мировой истории, но и включает их в историю, представляя каждую цивилизацию как форму и этап мирового исторического процесса, как его особую конкретизацию.
- 3174
- Словарь АХИЕЗЕРА
ОТ АВТОРА (К изданию 1991 года) ОТ АВТОРА (К настоящему изданию) . . ВВЕДЕНИЕ. НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ИСТОРИИ (Немного теории). Играет ли человек с дьяволом истории? Самокритика истории Воспроизводство — двигатель истории Культура и социальные отношения Дуализм нравственности Человечество в поисках смысла От логики к массовому социальному действию Манихейство Поиск срединной культуры Начало российской истории Вечевой идеал.
- 763
- Словарь АХИЕЗЕРА
ДУАЛЬНАЯ ОППОЗИЦИЯ – первая клеточка Культуры, жизни общества, воспроизводственной деятельности, необходимый принцип Объяснения социальных явлений, основа для формирования альтернатив. В развитой логике (см. Медиация) Д.о. Определяет деятельность как амбивалентное Взаимопроникновение полюсов оппозиции, в результате которого возникают новые пласты Срединной культуры, новые отношения. Каждый полюс Д.
- 1251
- Словарь АХИЕЗЕРА
КРИТИКА ИСТОРИЧЕСКОГО ОПЫТА — форма рефлективной деятельности, совместно с Инерцией истории составляющая Дуальную оппозицию, полюса которой находятся в отношении Амбивалентности. К. И. О. — аспект самой истории, направленный в конечном итоге на пересмотр целей и условий человеческого развития, на изменение субъекта истории, его воспроизводственных функций, представлений о Комфортном и Дискомфортном состояниях Субъект и объект К.
- 1000
- Словарь АХИЕЗЕРА
Раскол в России стимулирует понимание Народа. Через абсолютизацию первого из полюсов в Дуальных оппозициях «Народ — Власть», «Народ — Интеллигенция». В российской традиции вторые полюса выводятся за рамки Народа и расцениваются как внешние, возможно, враждебные силы. Народ сводится к низшим слоям, к простонародью, выступает как субъект Самосознания общества в целом. Однако его развитие — длительный процесс, который в своих высших формах кристаллизируется в Духовной и Правящей элитах, что стимулирует развитие самосознания в Народе.
- 674
- Словарь АХИЕЗЕРА
ЧЕРНОСОТЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ — движение, исторически предшествующее Фашизму в России. Его специфика — попытка модифицировать традиционализм для условий Большого общества и города - опирается на первый Этап развитого Утилитаризма на осознание связи личных усилий с результатами Труда. Ч д экономически состояло из средних и низших слоев, стремящихся к сохранению сложившегося порядка. Они пытались оградить себя от перемен.
- 790
- Словарь АХИЕЗЕРА
ФАШИЗМ — социально-политическое движение, получившее преимущественное развитие в странах второго Эшелона, вступивших на путь Либеральной суперцивилизации. Ф. Характеризуется стремлением остановить, повернуть вспять процесс движения общества от господства развитого Утилитаризма к господству либерализма. Он возник в период социального кризиса западного Капитализма, его перестройки, приспособления к системе массового производства.
- 957
- Словарь АХИЕЗЕРА
АНЕКДОТ — форма массового сознания, Рефлексии, самокритики социальной жизни, Самосознания, Шепота, результат развития критических функций Культуры. В определенной ситуации при отсутствии эффективных Социальных амортизаторов А. Может служить показателем роста Дискомфортного состояния в соответствующих социальных группах. А. — свидетельство определенного успеха общества в углублении социального опыта, в росте самосознания, критики культуры, социальных отношений, Воспроизводства.
- 705
- Словарь АХИЕЗЕРА
АМОРТИЗАТОРЫ СОЦИАЛЬНЫЕ — социокультурные институты, способные воспринимать сигналы о развитии Социокультурных противоречий, опасностей для существования общества, высокого уровня Дезорганизации и стимулировать меры по их преодолению, активизировать способности общества следовать Социокультурному закону. От эффективности А. С. Зависит способность общества вести борьбу с опасностями на дальних подступах к критическим ситуациям.
- 765
- Словарь АХИЕЗЕРА
АМБИВАЛЕНТНОСТЬ — органическая, культурная, социальная целостность дуальной оппозиции, определяемая органической целостностью культуры. Культуры, рассматриваемой как аспект всей человеческой жизнедеятельности, способность человека идеально и материально осваивать, осмыслять любое интересующее его явление через Дуальную оппозицию, постоянно искать пути формирования смысла через полюса этой оппозиции, находить смысл как фокус преодоления оппозиции, как меру снятия противоречия между полюсами.
- 717
- Словарь АХИЕЗЕРА
АЛЬТЕРНАТИВНОСТЬ ИСТОРИИ — способность субъекта истории в процессе Рефлексии формировать новые пути развития, новые возможности выбора, отличные от следования Инерции истории. Истоки А. И. Коренятся в основной оппозиции традиционной Культуры «Партиципация — Отпадение». А. И. Возможна как альтернатива между приобщением к разным внешним силам: к циклам мироздания, промыслу Божьему и т. Д. А. И. Может включать устранение, ослабление Страха перед отпадением от них, что может восприниматься равнозначно гибели.
- 1298
- Словарь АХИЕЗЕРА
АЛКОГОЛИЗМ И НАРКОМАНИЯ — формы реакции Личности на Дискомфортное состояние, выражающиеся в соответствующем воздействии на физиологию и психику с целью вызвать амбивалентный переворот в восприятии мира, в отношении к нему, найти переход к Комфортному состоянию. Однако этот переход имеет иллюзорный характер и не способен реально устранить социокультурные причины дискомфортного состояния, вызвать к жизни реальный альтернативный Нравственный идеал.
- 648
- Словарь АХИЕЗЕРА
АВТОРИТАРНЫЙ НРАВСТВЕННЫЙ ИДЕАЛ — один из основных нравственных идеалов социокультурной динамики России, составляющий с соборным нравственным идеалом Дуальную оппозицию, полюса которой находятся в состоянии Амбивалентности. Оба идеала возникают в результате расчленения синкретического вечевого нравственного идеала. Становясь господствующим, А. Н. И. Служит культурной нравственной основой для воспроизводства интеграции общества, для решения медиа-ционной задачи, для соединения массового сознания и социальных интеграторов, прежде всего государства.
- 880
- Словарь АХИЕЗЕРА