Загрузка данных

Словарь АХИЕЗЕРА

 Посвещено памяти Ахиезера А.С. (1929 - 2027) и его вкладу в социокультурное развитие России. Научный аппарат, разработанный автором, представлен в словаре в виде взаимосвязанной системы, включающей 335 категорий и понятий. Концепция носит междисциплинарный характер и предлагает нетривиальное объяснение механизмов изменений, происходящих в российском обществе. Одновременно словарь имеет общее значение, отражая теорию переходных процессов, применимую не только к России. https://strategy24.ru/rf/news/akhiezer Российский социальный философ и культуролог.
Теги:
Культура
9 февраля 2022 г.

ПРЕДИСЛОВИЕ автор С. Я. Матвеева. КАК ВОЗМОЖНО УТОПИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО: ОПЫТ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО СЛОВАРЯ-МОНОГРАФИИ Утопия — вечный спутник человечества: и народная, и литературная, и считающая себя наукой, — она лишь до поры до времени в России оставалась плодом человеческого воображения. От града Китежа, звук чудесных колоколов которого доносится в хорошую погоду со дна озера, снов Веры Павловны из знаменитого романа Н.

  • 527
  • Словарь АХИЕЗЕРА
10 февраля 2022 г.

КРИТИКА ИСТОРИЧЕСКОГО ОПЫТА — форма рефлективной деятельности, совместно с Инерцией истории составляющая Дуальную оппозицию, полюса которой находятся в отношении Амбивалентности. К. И. О. — аспект самой истории, направленный в конечном итоге на пересмотр целей и условий человеческого развития, на изменение субъекта истории, его воспроизводственных функций, представлений о Комфортном и Дискомфортном состояниях Субъект и объект К.

  • 349
  • Словарь АХИЕЗЕРА
24 марта 2022 г.

Раскол в России стимулирует понимание Народа. Через абсолютизацию первого из полюсов в Дуальных оппозициях «Народ — Власть», «Народ — Интеллигенция». В российской традиции вторые полюса выводятся за рамки Народа и расцениваются как внешние, возможно, враждебные силы. Народ сводится к низшим слоям, к простонародью, выступает как субъект Самосознания общества в целом. Однако его развитие — длительный процесс, который в своих высших формах кристаллизируется в Духовной и Правящей элитах, что стимулирует развитие самосознания в Народе.

  • Словарь АХИЕЗЕРА
28 февраля 2022 г.

ЧЕРНОСОТЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ — движение, исторически предшествующее Фашизму в России. Его специфика — попытка модифицировать традиционализм для условий Большого общества и города - опирается на первый Этап развитого Утилитаризма на осознание связи личных усилий с результатами Труда. Ч д экономически состояло из средних и низших слоев, стремящихся к сохранению сложившегося порядка. Они пытались оградить себя от перемен.

  • 269
  • Словарь АХИЕЗЕРА
28 февраля 2022 г.

ФАШИЗМ — социально-политическое движение, получившее преимущественное развитие в странах второго Эшелона, вступивших на путь Либеральной суперцивилизации. Ф. Характеризуется стремлением остановить, повернуть вспять процесс движения общества от господства развитого Утилитаризма к господству либерализма. Он возник в период социального кризиса западного Капитализма, его перестройки, приспособления к системе массового производства.

  • 322
  • Словарь АХИЕЗЕРА
15 февраля 2022 г.

АНЕКДОТ — форма массового сознания, Рефлексии, самокритики социальной жизни, Самосознания, Шепота, результат развития критических функций Культуры. В определенной ситуации при отсутствии эффективных Социальных амортизаторов А. Может служить показателем роста Дискомфортного состояния в соответствующих социальных группах. А. — свидетельство определенного успеха общества в углублении социального опыта, в росте самосознания, критики культуры, социальных отношений, Воспроизводства.

  • 228
  • Словарь АХИЕЗЕРА
15 февраля 2022 г.

АМОРТИЗАТОРЫ СОЦИАЛЬНЫЕ — социокультурные институты, способные воспринимать сигналы о развитии Социокультурных противоречий, опасностей для существования общества, высокого уровня Дезорганизации и стимулировать меры по их преодолению, активизировать способности общества следовать Социокультурному закону. От эффективности А. С. Зависит способность общества вести борьбу с опасностями на дальних подступах к критическим ситуациям.

  • Словарь АХИЕЗЕРА
9 февраля 2022 г.

АМБИВАЛЕНТНОСТЬ — органическая, культурная, социальная целостность дуальной оппозиции, определяемая органической целостностью культуры. Культуры, рассматриваемой как аспект всей человеческой жизнедеятельности, способность человека идеально и материально осваивать, осмыслять любое интересующее его явление через Дуальную оппозицию, постоянно искать пути формирования смысла через полюса этой оппозиции, находить смысл как фокус преодоления оппозиции, как меру снятия противоречия между полюсами.

  • Словарь АХИЕЗЕРА
9 февраля 2022 г.

АЛЬТЕРНАТИВНОСТЬ ИСТОРИИ — способность субъекта истории в процессе Рефлексии формировать новые пути развития, новые возможности выбора, отличные от следования Инерции истории. Истоки А. И. Коренятся в основной оппозиции традиционной Культуры «Партиципация — Отпадение». А. И. Возможна как альтернатива между приобщением к разным внешним силам: к циклам мироздания, промыслу Божьему и т. Д. А. И. Может включать устранение, ослабление Страха перед отпадением от них, что может восприниматься равнозначно гибели.

  • 202
  • Словарь АХИЕЗЕРА
9 февраля 2022 г.

АЛКОГОЛИЗМ И НАРКОМАНИЯ — формы реакции Личности на Дискомфортное состояние, выражающиеся в соответствующем воздействии на физиологию и психику с целью вызвать амбивалентный переворот в восприятии мира, в отношении к нему, найти переход к Комфортному состоянию. Однако этот переход имеет иллюзорный характер и не способен реально устранить социокультурные причины дискомфортного состояния, вызвать к жизни реальный альтернативный Нравственный идеал.

  • Словарь АХИЕЗЕРА
9 февраля 2022 г.

АВТОРИТАРНЫЙ НРАВСТВЕННЫЙ ИДЕАЛ — один из основных нравственных идеалов социокультурной динамики России, составляющий с соборным нравственным идеалом Дуальную оппозицию, полюса которой находятся в состоянии Амбивалентности. Оба идеала возникают в результате расчленения синкретического вечевого нравственного идеала. Становясь господствующим, А. Н. И. Служит культурной нравственной основой для воспроизводства интеграции общества, для решения медиа-ционной задачи, для соединения массового сознания и социальных интеграторов, прежде всего государства.

  • 244
  • Словарь АХИЕЗЕРА
9 февраля 2022 г.

АВТОРИТАРНО-ЛИБЕРАЛЬНЫЙ НРАВСТВЕННЫЙ ИДЕАЛ – одна из форм Гибридного Вечевого-либерального идеала, находится в состоянии Амбивалентности с Соборно-либеральным идеалом А.-л. н. и. стимулируется стремлением использовать либеральные ценности для укрепления авторитаризма, возможно, для попыток Реформ в ограниченной степени, опирающихся на либерализм. .

  • Словарь АХИЕЗЕРА
9 февраля 2022 г.

АБСТРАКТНОЕ — КОНКРЕТНОЕ — категории, фиксирующие полюса Дуальной оппозиции, характеризующие меру и направленность осмысления воспроизводственной деятельности в целом. Эти процессы всегда протекают между Модальностями, полюсами ранее сформулированных оппозиций, например: «добро — зло», «социализм — капитализм», «истина — заблуждение» и т. Д. 1. Это движение может быть направлено от абстрактного к абстрактному, т.

  • Словарь АХИЕЗЕРА
10 февраля 2022 г.

ДУАЛЬНАЯ ОППОЗИЦИЯ – первая клеточка Культуры, жизни общества, воспроизводственной деятельности, необходимый принцип Объяснения социальных явлений, основа для формирования альтернатив. В развитой логике (см. Медиация) Д.о. Определяет деятельность как амбивалентное Взаимопроникновение полюсов оппозиции, в результате которого возникают новые пласты Срединной культуры, новые отношения. Каждый полюс Д.

  • 283
  • Словарь АХИЕЗЕРА
10 февраля 2022 г.

ЗЛО — противоположность добру, составляет с ним Дуальную оппозицию, полюса которой находятся друг с другом в состоянии Амбивалентности. Оно всегда — Гипоцентр, от которого идет Вектор конструктивной напряженности. 3. — импульс, отталкиваюший от себя субъекта, придающий ему активность, направленную на противоположный полюс, т. Е. На добро. Истоки оппозиции 3. И добра идут из древних пластов Культуры, ...

  • Словарь АХИЕЗЕРА